Хамам и восточные бани

ОК ДОН - хамам в Волгограде

Руины древних городов Аравии, поражающих всех своим величием, простотой вели­колепной архитектуры и высокоорганизованными ирригационными и дренажными системами, почти не исследованы. Но можно с уверенностью сказать, что к моменту возникно­вения ислама у арабов уже были свои традиции мытья и ухода за телом. О том свидетельствует, в частности, значение арабского слова «хамма» и «хаммам». Глагол «хамма» имеет несколько значений: купаться, принимать ванну, нагревать, разогревать, растапливать печь. Слово хаммам - собственно, баня, ванна, купальня. Позже, ближе познакомившись с римскими и византийскими банями и усовершенствовах их, арабы постепенно создали свою собственную баню -хаммам (во множественном числе «хаммамат»). Позже хаммам восприняли тюрки, пришедшие на Средний Восток из просторов Юго-Восточной Сибири, с Алтая, доведя культуру мытья почти до совершенства.хамам восточные бани

Римские бани в Турции превратились в турецкие бани, в которых пар, например, получался оригинальным способом: каменный пол подогревался горячим воздухом, затем его поливали горячей водой, в результате чего получался пар. Бани турецкого типа нашли широкое распространение во многих странах Ближнего и Среднего Востока.

Турецкие бани зачастую еще называют восточными. В Турции, Иране, Сирии, Египте, Тунисе. Ливане и у наших соседей - в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане -эти бани мало чем отличаются друг от друга. Разве что в одних предпочитают кокосовую мочалку, в других - мочалку из сухих финиковых тычинок, а в третьих - из люфы (это растение напоминает большой огурец). Тот, кто бывал в Грузии, видел, как упорно вытягивается люфа вверх, опираясь на специально оборудованные колья, вот и срывают на таких плантациях готовые мочалки, кстати сказать, любят их в наших русских банях.

Традиции восточных бань уходят в далекое прошлое. Около древнего города Пергама на территории современной Турции (кстати сказать, здесь врачевал великий древне­римский медик Гален, большой поклонник банных процедур) сохранились развалины терм, остатки бассейнов, разнообразных ванн, в том числе и сидячих. Да это и понятно, Византию (в состав этой огромнейшей империи входила и территория нынешней Турции, как и ряд нынешних ближневосточных стран) называли вторым Римом. Многое здесь на­поминало уклад римлян. И архитектура (античные колонны), и тщательная забота о ги­гиене и красоте тела. В одной из исторических хроник мы узнаем о женщине, которая по несколько раз в неделю ходила в горячую баню и пользовалась различны косметическими снадобьями, благодаря которым и в 70 лет оставалась свежа и привлекательна.

Когда на Востоке хотят продемонстрировать преимущества какого-либо города, то начинают с описания бань. Если же, напротив, хотят выявить город в дурном свете, то говоря его грязи. "Правители стремясь увековечить свое имя в веках, строят не только ме­чети и караван-сараи, но и просторные богатые бани. Те из владык которые не поскупи­лись на сооружение бань, оставляют в народе гораздо более долгую признательность, чем кто попытался обрести бессмертие, сооружая роскошные дворцы". Большим ценителем оздоровительной сути восточных бань и, можно сказать, ее идеологом был ученый-энциклопедист, врач-естествоиспытатель и поэт Али-аль-Хусейн-йбн-аль-Хасан-ибн-Али-ибн Сина, известный во всем мире как Авиценна. На Руси этого врача знали уже в XIV веке и называли Ависьен, о чем свидетельствуют наши лечебники того далекого времени, в которых упоминаются советы гениального медика.

В "Каноне" много полезных советов по уходу за кожей, ценные косметические рецепты. Врач рекомендует баню при многих заболеваниях. Умеренное пользование баней, считал Авиценна, помогает при нервных расстройствах, от бессонницы. Врач прописывал банную процедуру при параличе, спазмах тела и даже после похмелья.

Обычно современная турецкая баня состоит из большой раздевальни (джамекян), промежуточной комнаты, фригидария (согуклук) и горячей парилки (харара). В здании имеются туалеты, а в некоторых случаях бассейн для плавания. Существовали женские бани, строившиеся рядом с мужскими по практическим соображениям, так как они имели один источник снабжения водой и теплом. Но при этом они строго были разделены в плане помещений для принятия бани.

Город Бурса находится недалеко от Стамбула у подножия горной цепи. Хаммамы здесь можно встретить практически везде, чуть ли не на каждом углу. Обычно они распо­лагаются рядом с мечетью, прямо посреди торговых рядов базаров. Здание хаммама всегда можно узнать по большому круглому куполу харары с круглыми окнами-иллюминаторами.

Бани, которыми пользовались римляне и византийцы в Бурсе, давно превратились в руины. Однако горячие источники продолжают использоваться в мусульманских банях, большое число которых до сих пор поддерживает славу Бурсы как курорта.

Самый известный из современных турецких хаммамов - Хаммам Джагалоглу в Стамбуле, построенный еще в XVI веке. Он действует и поныне. Фасад здания достаточно скромный, но зато он имеет роскошный портал с аркой. Раздевалки расположены по периметру круглого вестибюля. Короткий коридор со вращающимися дверьми ведет в харару.

Турецкие бани строятся по так называемому принципу ладони. Помещение бани по своей конфигурации - это как бы пять пальцев. Образно говоря, каждый палец - это банная ниша. Начинается все с "лучезапястного сустава"- раздевалки, предбанника, где в среднем могут располагаться 20-30 человек, а в больших банях, например, бухарских, которым 800 лет с лишком, даже в пять-шесть раз больше. Начало банной процедуры -именно в этом помещении с температурой 28-34°С. Здесь начинают разогреваться, чтобы потом перейти в более горячие помещения.

Немаловажная деталь. Пол в турецких банях с подогревом. Но нагрет не чрезмерно. Ходишь по такому полу, не обжигаясь. Приятная теплота. Затем переходят в другие ниши. Смысл в том, что, переходя из одной ниши в другую, ощущаешь постепенное повышение температуры. Примерно от 70 до 100°С. Напрямик от предбанника, как бы в середине во­ображаемой ладони, располагается довольно просторно помещение. Здесь разогретые каменные лежаки - так называемые "супа", что означает "плоский камень". Турки зачас­тую называют такие лежаки ( нередко они из мрамора) "чебек-таши"-камень для живота. "Пусть чебек всегда будет горячим!" - такова одна из самых распространенных турецких поговорок (кстати, на Востоке, когда одаривают за услуги, говорят: "Это тебе на баню!").

Один из непременных обычаев турецкой бани состоит в том, что здесь не моются обнаженными, а обвязывают вокруг бедер плотное полотенце. Кроме того, обувают специальные деревянные башмаки. На горячем камне лежат (чаще всего на животе) и потеют, как говорят, "очищая тело и душу от злых духов и снова рождаясь на свет". Когда выступает обильный пот, начина­ется массаж. Вначале массируют голову - лоб, виски, скулы и переходят к шее, а затем к плечам, рукам, пальцам, груди, ногам. Порой со стороны кажется, что массажист бесцеремонно колотит свою жертву. Бьет кулаком, грубо хватает то за руку, то за ногу, выкручивает их, садится на клиента верхом, а то и топчет ногами. Но не беспокойтесь -делают все это столь искусно, что тот, кто на лежаке, млеет от удовольствия. Тело освобождается от усталости, мышцы становятся гибкими, а главное, настроение - радостным. После массажа - мытье. Вначале не намыливаются обильно, как это делают в русской бане. Моются (или вас моют) мочалкой, чуть смоченной в мыльной воде. Благодаря этому мочалка остается достаточно жесткой. Зачастую пользуются рукавицей из конского волоса. Когда ею трешь тело, слезают, что называется, груды грязи. Но это не только грязь. С распаренного, отменно помассированного тела сходит отживший свой век по­верхностный, ороговевший слой кожи. И вот тогда приходит черед мытья с мылом. Мыло заранее разведено в специальном пузыре. Теперь уже жесткая мочалка в ход не идет. Просто надо освежить тело, как говорят, "окончательно смыть последнюю соринку". И тогда -в бассейн. Бассейны в турецких банях неглубокие, с водой различной температуры. Вна­чале окунаются в теплую воду, затем в воду похолоднее и наконец в холодную.

Строго говоря, турецкая баня не является турецким изобретением. Турки переняли обычай строительства и использования горячих бань у арабов. Последние в свою очередь заимствовали их из быта народов Римской империи. Мусульманские хаммамы получили широкое распространение сразу после того, как в начале VII века сам Пророк Мухаммед порекомендовал своим последователям использование горячих бань. Мухаммед полагал, что жара хаммама (по-арабски «распространяющий тепло») увеличивала плодовитость и таким образом могла помочь умножить число сторонников ислама. До появления хамма­ма арабы использовали для гигиенических пужд только холодную проточную воду и никогда не мылись в ваннах и бассейнах, так как подобное мытье приравнивалось к мытью в собственной грязи. Но как только арабы стали захватывать страны Леванта, где впервые встретились с римскими и греческими банями в Сирии, они сразу же по достоинству оценили новый способ снятия усталости. Но культура не приходит к людям в одночасье, и когда в 642 году арабы захватили Александрию, то в течение полугода топили тамошние римские термы папирусами и пергаментами из знаменитой библиотеки Птолемеев. Так было сожжено около 700 тысяч трудов.

Оздоровительный комплекс Дон, 400105, г.Волгоград, ул. Богунская, 14. Бронирование (8442) 73-61-43